Иисусова молитва Оптинских старцев

Поделитесь:

Иисусова молитва необходима для входа в Царств Небесное. ***  Молитва Иисуса – верный путь ко спасению. *** Читать эту молитву – не трудно, а польза громадная. Это сильнейшее оружие для борьбы со страстями. *** Иисусова молитва заменит крестное знамение, если почему – либо нельзя будет возложить его. *** Молчание подготовляет душу к молитве. *** Монашество падает не только потому, что не занимаемся Иисусовой молитвой, но и от того, что не следим за собой, за чистотой своего сердца . *** Является вопрос: где ключ для открытия радостей духовных? На это ответ один: в молитве Иисусовой. Великую силу имеет эта молитва. Она имеет разные степени: самая первое – это простое произнесение слов этой молитвы: «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешнаго». На высших же ступенях она достигает такой силы, что может и горы переставлять. *** Первым вашим делом, как только проснётесь, пусть будет крестное знамение, а первые вашими словами – слова молитвы Иисусовой. Когда это возможно, творите молитву Иисусову по чёткам, а когда заняты делом, то без чёток. Когда у вас бывают какие – либо мечтания, вы им не противоречьте сами, а бросайте в них камнем. Камень же есть имя Христово, Иисусова молитва. Помыслы отгонять не в вашей силе, а не принять их – в вашей,  и имя Иисусово отгонит их. Если молитва иногда бывает невнимательная, рассеянная, — унывать не надо. Во время молитвы уста наши освящаются именем Господа Иисуса Христа. Постоянно имейте при себе Иисусову молитву – «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешнаго». Имя Иисусово разрушает все диавольские приражения. Они не могут противиться силе имени Христова. Все козни диавольские ралетаются в прах. Почему это так происходит … *** «Общий смысл: «Господи!» – раздаётся гром; «Иисусе Христе» — треск; «Сыне Божий» — появляется свет; «Помилуй мя, грешнаго!» — душе, если она хочет (тут есть полная свобода), позволяется вступить в этот свет и получить в нём обновление. Гром раздаётся для устрашения нечистивых духов, а иногда и самой души. Треск – явление Спасителя, ибо как бы разъялся видимый привычный мир. А когда вспыхивает свет, душе дозволяется в него войти не один, а даже несколько раз, и она получает молодость, красоту и бессмертие. *** Однообразие произносимых слов для проходящих молитву Иисусову очень важно. Ум не рассеивается, собранность ума. *** Надо так молиться Богу, чтобы между душой молящегося и Богом ничего не было и никого. Только Бог и душа. Чтобы молящийся не чувствовал ни неба, ни земли, и ничего, кроме Бога, а то молитва будет несовершенная. Когда молишься под впечатлением хорошего пения или чтения, эта молитва ещё не есть истинная молитва. Вот истинная молитва: пророк Илия положил голову на колени, молясь, и в несколько минут умолил Господа изменить гнев Свой на милость. *** Если же кто навыкнет молитве Иисусовой и она соединиться с сердцем, тогда подобно источнику потечёт сия молитва на всяком месте, при всяком деле, во всякое время. Когда исполняется прилежно неотложное дело, или сильно насилуют помыслы ум, или одолевает сон, тогда нужно усердно молиться устами и языком, чтобы ум внимал голосу. Когда же ум в тишине и спокойствии от помыслов, тогда можно им одним молиться (то есть – умом). От молитвы, произносимой долговременно языком, проистекает умная молитва, и от умной – сердечная молитва. Этот путь молитвенный – скорейший ко спасению, чем посредством псалмов, канонов и обычных молитв для грамотного человека. Что совершенный муж пред отроком, то сия молитва пред грамотнословием. Молитва эта требует трезвения, воздержания, удаления от людей, всякого беспопечения и безмятежия, от коих возрастает и утверждается истинная и непрестанная молитва, поражающую невидимую тать. Книга «Житие и писание молдавского старца Паисия Величковского» ( 1722 – 1794 ) показывает непрелестный образ упражнения Иисосусовою молитвою, состоящий в тихом произношении её устами или умом, непременно при внимании и с чувством покаяния. Диавол не терпит благоухания покаяния; от той души, которая издаёт из себя это благоухание, он бежит прочь с прелестями своими. Проходимая таким образом Иисусова молитва – превосходное оружие противу всех страстей, превосходное занятие для ума во время рукоделия, путешествуя, и в других случаях, когда нельзя заняться чтением и псалмопением. Такое упражнение молитвою Иисусовою приличествует всем вообще христианам, как жительствующим в монастырях, так и жительствующим посреди мира. *** Если же какая – либо мысль неотступно приходит на ум, и сердце к ней прилепляется, сочувствует ей, тогда надо приложить все силы, чтобы выбросить её с помощью молитвы Иисусовой и исповеданием старцу. *** Старец Нектарий говорил: «Знай, что сначала тебе будет очень тяжело и трудно, ведь надо войти в свою душу, а там такой тебя встретит мрак, и только потом, не скоро, забрезжит свет, и надо ждать, и приять много скорби».  Хотя скорби и будут, но достигший внутренней молитвы, будет легко их переносить, ибо с ним будет Христос. *** Но как увидеть Христа? Путь к этому – возможно непрестанная молитва Иисусова, которая способна вселить Христа в души наши. *** Старец Анатолий учил: «Кто читает молитву Иисусову, у того не бывает искушения. Кто читает её, то Бог вселяется в сердце. Тут Отец и Сын и Дух Святой и святые Ангелы, а святые и не отходят». *** А как страсти укрощаются молитвою, то и должно, когда они восстанут, творить умом неспешно и  очень тихо молитву Иисусову, которая мало – помалу уймёт восставшие страсти. *** Старец Варсонофий учил: «Если молитва иногда бывает невнимательная, рассеянная, — унывать не надо. Во время молитвы и уста наши освящаются именем Господа Иисуса Христа». *** Паисий Величковский, создавший в Оптиной пустыне подвижников старчества несущих в течении 200-х лет труды и идеи старчества, учил: «Желающий узнать истину, пусть побуждает себя долгое время на горячую молитву и на желаемое дело. Во время молитвы не может враг скрыть истины, так как тогда он не имеет власти; на деле можешь испытать истинность такой веры». *** Существует святоотеческое (древнее) учение о млитве Иисусовой; «пятисочница» — молитвенное правило, состоящее преимущественно из молитвы Иисусовой. *** Старец Макарий сам обучал преподобного Антония молитве Иисусовой, и он уходил далеко в лес, где и молился в уединении этой молитвой; он был пламенный молитвенник – делатель молитвы Иисусовой. Молитву Иисусову он почитал средством ко спасению. Преподобный Амвросий говорил о нём: «Ему такая дана молитва и благодать, какая единому из тысяч даётся». Старец Анатолий учил: «Когда говеешь, тогда особенно прилежно читай молитву Иисусову». «Читай непрестанно молитву Иисусову, и никто тебе мешать не станет. Даже когда и много людей будет, ты не станешь замечать». Как то к нему обратилась девушка заболевшая горловой чахоткой и он сказал ей: «Читай как можешь, и сидя, и лёжа молитву Иисусову, и всё пройдёт». Так она и сделала и за святыми его молитвами выздоровела. Старец писал одной больной: «Значит, ты, матушка, забываешь о моём желании и напоминании, чтоб ты, как можно больше держала устную молитву Иисусову. И особенно, когда остаёшься одна. Это самое дорогое время укоренять её в памяти. Молитва Иисусова веселит сердце». *** Старец Иосиф призывал своих духовных чад к творению Иисусовой молитвы, указывая при этом, что при этой молитве необходимо смиренно вести себя во всём: во взгляде, в походке, в одежде. Молитвой достигается даже сама молитва. *** В Церкви иногда внимайте богослужению, а иногда умом произносите молитву, не переставая внимать и богослужению. Можно вместе и молиться умом и внимать церковному молитвословию. *** Старец Амвросий Учил: «Вообще знай, как и сама ты читала в книгах отеческих, что ни против чего враг не восстаёт, как против молитв Иисусовой. Поэтому, как начала ты держаться молитвы Иисусовой, то и не оставляй её, а продолжай, уповая на милость и помощь Божию Силён Господь и Царица Небесная сохранить нас от зол и бед, наносимых врагами душевными». «От устной молитвы никто не впадал в прелесть, а умную, сердечную молитву без наставления проходить опасно. Такая молитва требует наставления, безгневия, молчания и смирённого самоукорения во всяком неприятном случае. Поэтому безопасней всегда держаться молитвы устной, так как мы скудны в терпении, смирении и безгневия». «Устную молитву, как бы кто ни проходи, не было примеров, чтобы впадал в прелесть вражескую. А проходящие умную и сердечную молитву не правильно, нередко впадают в прелесть вражескую. И потому прежде всего должно держаться крепче устой молитвы, а потом умной – со смирением, а затем уже, кому удобно и кому благоволит Господь, переходить к сердечной, по указанию святых отцов, опытом прошедших всё это». «Сердечная молитва Иисусова требует наставника. Впрочем, кто сначала проходит правильно устную молитву, заключая ум в слова молитвы: «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго ( или грешную ), а потом будет проходить правильно и умную молитву, со смирением держа внимание в персях, то по времени и без наставника у некоторых умная молитва сама переходит в сердечную». *** Старец Нектарий говорил: «Наступает время молитв. Во время работы говори Иисусову молитву. Сначала губами, потом умом, а, наконец, она сама перейдёт в сердце».

КОНЕЦ.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *